Принцип работы и обзор зарядных устройств для аккумулятора 12В
Те, кто постоянно сталкиваются с необходимостью заряжать различные аккумуляторы на 12В, не понаслышке знают, насколько мучительным бывает этот процесс. Трудности таятся не только в правильной настройке, но и в правильном выборе времени заряда. В противном случае снижается срок эксплуатации батареи.
Высока вероятность перегрева с последующим выделением гремучих и отравляющих веществ. Благо, современный рынок предлагает альтернативу — автоматическое зарядное устройство для аккумулятора 12В. С таким зарядным устройством можно всего дважды подойти к аккумулятору. Первый – чтобы своими руками подключить клеммы и само устройство, второй раз – чтобы их снять.
Содержание статьи:
Виды автоматических зарядных устройств
Рассматривая автоматическое зарядное устройство аккумуляторов 12В, мы подразумеваем минимальное вмешательство пользователя в процесс или его полное отсутствие. Нет необходимости выставлять силу тока, напряжение, следить за длительностью заряда автомобильного аккумулятора.
Современный рынок предлагает следующие виды автоматических зарядных устройств:
Интеллектуальные
В их основе лежит микропроцессор, отвечающий за «ум» прибора. При подключении производится предварительный тест, чтобы определить степень заряда, тип аккумулятора, его емкость, температуру. На основании этих данных выбирается один из предустановленных режимов заряда и проводится точная калибровка параметров.
Преимущества:
- Полностью автономны.
- Определяет тип батареи, может заряжать гелевые, свинцовые и другие типы аккумуляторов.
- Режимы восстановления позволяют реанимировать батареи даже после длительного простоя.
- Защитные системы предотвращают перегрев АКБ, исключают вероятность короткого замыкания или перезаряда.
Режимы работы
- Десульфация – разбивает сульфатные соединения, накопившиеся после длительного простоя.
- Мягкий старт – ограничивает выходное напряжение и ток до достижения порога в 12В.
- Абсорбция – режим с затуханием мощности.
- Тест – полная диагностика АКБ.
- Восстановление – щадящий режим, восстанавливающий базовый заряд при сильном разряде.
- Плавающий – режим, включающийся при полном заряде батареи, предотвращает перезаряд.
Трансформаторные
В отличие от предыдущего варианта, где сигнал подавался импульсно и управлялся микропроцессорной платой, здесь преобразователем напряжения служит связка трансформатор + инвертор. Это утяжеляет конструкцию, но и делает ее схему «железобетонной». Так как на размерах систем экономить не приходится, то и все электронные компоненты изготовлены с внушительным запасом. Как результат система выдерживает перегрузки, кратковременные замыкания и другие неприятности.
С другой стороны не все батареи способны на такое, поэтому новые модели комплектуются «умными» системами. Наиболее полезная – автоматическое отключение, которое предотвращает перезаряд, нагрев и выделение токсинов в воздух. В зависимости от модели, внедряются и другие защитные механизмы, а также режимы, модули диагностики и тд.
Принцип работы
При подключении к автомобильному аккумулятору устройство способно определить плотность электролита, емкость и выстроить подходящую силу тока. Напряжение подбирается динамически, основываясь на состоянии батареи и степени заряда. В отличие от конкурента, здесь все еще популярны полуавтоматические модели, в которых необходимо вручную выставить основные параметры, а прибор проведет точную подстройку в процессе.
Преимущества:
- Имеют все необходимые защитные функции.
- Оснащены индикаторами работы.
- Надежные компоненты позволяют использовать прибор при большом диапазоне температур.
- Дешевле аналогов.
- Может компенсировать температуру.
Что лучше трансформатор или импульсный микроконтроллер?
Рассмотрев преимущества, стоит вспомнить и про недостатки представленных зарядных устройств. Например, импульсные блоки отличаются высокой ценой и низким диапазоном рабочих температур. Оптимально – использовать их в домашних условиях, но не всегда есть возможность принести аккумулятор в дом.
Трансформаторные схемы в свою очередь – достаточно громоздки и в продаже представлено не так много моделей с «полным фаршем» из электросистем. Чаще встречаются не настраиваемые бюджетные аппараты или их полуавтоматические собратья.
Окончательное решение всегда за вами, выбирайте что вам больше нужно — зарядное устройство для гелевых аккумуляторов 12В, свинцовых и их модификаций или более простой автоматический прибор для обычных АКБ.
Как выбрать автоматическое зарядное устройство?
Своими руками сделать зарядное устройство для аккумулятора 12В с автоматическим режимом – задача крайне непростая, поэтому обратим внимание на критерии выбора зарядки. Разобраться с выбором помогут следующие рекомендации:
- Выбирайте модель с запасом. Максимальный ток в 7АЧ позволяет зарядить автомобильную батарею с 70АЧ, но желательно иметь 10% запас. Поэтому, для батареи с 110АЧ лучше покупать зарядное устройство с максимальным током в 12АЧ.
- Внимательно изучите характеристики и особенности устройства. Наличие дополнительных защит – не перестраховка, а гарантия долгой службы батареи.
- Если аккумулятор эксплуатируется в умеренных условиях, то в обилии режимов нет необходимости.
- Обязательно наличие дуплексного заряда. Первый этап – набор емкости с плавающим напряжением, второй этап — фиксированное напряжение и ниспадающая сила тока.
Обзор автоматических зарядных устройств
СОНАР УЗ 207.01
Зарядное устройство для свинцово-кислотных батарей 12В, емкость которых от 25 до 75 АЧ. Полностью автоматический прибор с защитой от перезаряда, замыкания и дуплексной системой. Не подходит для гелевых батарей. Сонар – прибор отечественного производства, с низкой ценовой политикой и высокой работоспособностью.
СТЕК MULTI XS 3600
Импульсное автомобильное зарядное устройство с четырьмя режимами работы. Имеет контроль нагрева, защиту от переполюсовки, скачков напряжения. Отличается малым весом, приятным корпусом и интуитивным управлением. Из недостатков – невысокий ток, всего 4А. Подходит для гелевых батарей.