Причины, почему генератор не заряжает аккумулятор
Горит индикатор зарядки аккумулятора во время движения автомобиля – повод срочно заглянуть под капот или доехать до станции техобслуживания. До того как загорится индикатор «аккумулятор разряжен» внимательный водитель часто замечает снижение яркости фар. Что делать, если генератор плохо заряжает аккумулятор или не заряжает вообще?
Содержание статьи:
Диагностика и ремонт неисправностей
В таблице перечислены возможные причины, почему генератор не заряжает аккумулятор или заряжает плохо, способы самостоятельной диагностики и меры по исправлению.
Возможная причина | Куда смотреть, что проверять | Что делать в случае неисправности |
Слетела клемма с аккумулятора. | На месте ли клемма. | Закрепить. |
Окислились клеммы. | Имеются ли следы окисления в месте подключения клемм к АКБ. | Осторожно зачистить наждачной бумагой, снимая только слой окисления. |
Перегружен генератор. | Много ли электропотребляющего оборудования установлено по сравнению с заводской сборкой. Возможно, генератор не заряжает аккумулятор, потому что перестал справляться с увеличившейся нагрузкой. Подробнее ниже. | Оптимизировать нагрузку, отказавшись от части оборудования или заменив его на менее мощное.
Теоретически допустима установка более мощного генератора, но поиск подходящего требует глубоких знаний в электрике. Устанавливая несовместимый агрегат, Вы рискуете столкнуться с несоразмерно дорогим ремонтом авто. |
Не заряжает, так как ремень проскальзывает по поверхности вала из-за влажности. | Наличие следов влаги на шкиве. | Просушить шкив. |
Слабое натяжение ремня ГРМ в результате ослабления или износа. | При приложенной силе в 10 кг прогиб ремня должен быть в пределах 1,5 см. Фото под таблицей демонстрирует принцип измерения. | Натянуть или заменить ремень ГРМ.
|
ВНИМАНИЕ! Требуется повышенная внимательность и точность при проверке, замене, натяжении ремня. Недостаточное натяжение не решит проблему, чрезмерное способно вывести из строя подшипники генератора. Их замена в несколько раз дороже, часто требуется замена всего генератора. | ||
Окисление проводов у генератора. | Наличие белого налета на узле генератора. | Аккуратно удалить наждачкой, счищая только налет. |
Перегорание, обрыв проводов. | Целостность проводов генераторного узла, присутствие запаха, свойственного перегоранию проводов. | Заменить. |
Нарушение изоляции провода обмотки, замыкание между витками. | Внешне о нарушении изоляции свидетельствует высокая температура корпуса генератора, точное подтверждение дают замеры омметром или мультиметром. Сопротивление на кольцах обмотки не должно быть ниже нормы. Сколько именно, зависит от модели генератора. Например, у ВАЗ 2107 в заводской комплектации не заряжает при сопротивлении ниже 2,7Ом, у ВАЗ 2109 – 1,8Ом. | Заменить обмотку на новую. Теоретически допустима ручная перемотка, но подобный ремонт устарел морально, требует больших временных затрат, качество ручной перемотки обычно значительно уступает качеству готовой детали в сборе. |
Неисправность диодного моста. | Замерить, сколько вольт на клеммах АКБ при работающем (норма 13,6-14,6В) и выключенном двигателе (норма 12,7В). Для измерения воспользуйтесь мультиметром. В случае заниженного показателя при включенном двигателе осмотрите реле и щетки на предмет исправности. | Заменить или перепаять диодный мост. |
Износ щеток. | Заменить щетки. | |
Не заряжает генератор, потому что его заклинило. | Вращаются ли механизмы внутри генератора, если нет, генератор не работает, сломан. | Заменить генератор. |
Перегрузка генератора
Тюнингуя автомобиль, важно помнить, что суммарное потребление электричества всех систем не должно превышать мощность генератора. Более того, требуется запас мощности, от которого будет заряжаться аккумулятор.
Сколько генератор заряжает аккумулятор, во многом зависит от их моделей. Но когда потребность превышает мощность генератора, системы начинают забирать ее из аккумулятора, генератор не заряжает аккумулятор.
Проведите ревизию всех энергопотребителей, сколько они требуют мощности. Чаще остальных проблемы создают:
- акустические системы;
- дополнительное освещение;
- бортовые компьютеры и подобные электронные системы;
- аккумулятор большей емкости, чем предусмотрено автопроизводителем.
Наиболее рациональное решение – отказаться от энергозатратного оборудования в пользу более экономичного. Например, можно:
- купить обычные колонки и магнитолу в автомагазине;
- установить энергосберегающие лампочки для освещения, например, светодиодные;
- отключить электронные устройства, если не насовсем, то ограничить их время работы и подключения к бортовой сети.
Если выше перечисленные рекомендации не приемлемы, рассмотрите вопрос установки более мощного генератора. Правильно произвести установку можно только имея глубокие знания в автомобильной электрике.
Демонтаж и установка генератора
Замену генератора или его демонтаж для диагностики можно выполнить самостоятельно. При неуверенности в своих способностях предпочтительнее обратиться к специалисту.
В некоторых случаях, когда генератор не заряжает аккумулятор ВАЗ или заряжает плохо, удобнее самостоятельно снять генератор и отнести его автоэлектрику, не гоняя автомобиль. Для демонтажа генератора потребуется «вид снизу». Удобно будет работать, загнав машину на яму, эстакаду или подъемник.
Из инструмента потребуется комплект гаечных ключей. Не имея большого опыта подобной работы, перед снятием генератора желательно сделать несколько фото мест подключения и соединений крупным планом. Конструкция имеет некоторые отличия в зависимости от модели автомобиля.
Но будь то ВАЗ 2109 или ВАЗ 2107, принцип остается одинаковым:
- отсоедините клеммы;
- ослабьте ремень ГРМ, повернув регулирующую гайку;
- скрутите болты, на которых держится генератор, сначала верхний, потом нижний;
- снимите ремень;
- сдвиньте генератор;
- открутите оставшиеся болты, которые крепят кронштейн;
- снимите генератор.
После длительной эксплуатации генератора некоторые соединения могут не поддаваться раскручиванию, их можно обработать смазкой и немного подождать ее действия.
Видео наглядно демонстрирует процесс демонтажа генератора с автомобиля ВАЗ 2109.
Установка генератора производится в обратном порядке. При необходимости точные места установки клемм и болтов подсмотрите на ранее сделанных фото.
До устранения поломки эксплуатация автомобиля может привести к глубокой разрядке аккумулятора, поломке дополнительных запчастей генератора. Вот почему диагностика и ремонт неисправности должны быть выполнены максимально быстро.