Нормативный уровень плотности аккумулятора по сезону
Каждый автовладелец знает, что за электролитом в аккумуляторе необходимо следить, но не каждый знает, какая плотность у этого раствора должна быть, и какие нормы для летних и зимних условий существуют. Необходимо сразу отметить, что при низкой плотности в зимнее время жидкость может замёрзнуть, и автомобиль не заведётся, а если будет слишком высокой, то это приведёт к уменьшению срока службы аккумулятора. Поэтому необходимо соблюдать плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Но сколько г/см3 составляет нормальная плотность?
Содержание статьи:
Электролит
Жидкость, находящаяся внутри аккумулятора называется электролит. Представляет собой смесь кислоты и воды, вследствие чего вырабатывается химическая реакция, которая преобразовывается в электричество.
Чтобы химическая реакция не нарушалась из-за сильных морозов в зимний период и жары летом нужно поддерживать плотность раствора на нормальном уровне. Но сколько должна быть плотность электролита?
Плотность
Нормальным показателем плотности считается 1.27 г/см3. Но в зависимости от региона эксплуатации она может меняться в большую или меньшую сторону. Объясняется это тем, что при сильных морозах зимой, электролит может замёрзнуть при низкой плотности, а в условиях жары в тёплых регионах необходимо иногда понижать уровень плотность, чтобы жидкость не закипала. Какая плотность должна быть в аккумуляторе при эксплуатации в различных условиях?
Времена года
Чтобы аккумулятор не подвёл в самый неподходящий момент необходимо следить за его зарядом в первую очередь. Потому, что если плотность ниже нужного значения, это может значить и то, что батарея разрядилась.
В большинстве климатических зон корректировка плотности электролита не требуется, и достаточно следить за его состоянием (уровнем и плотностью), но в регионах, где слишком жаркая или холодная погода допустимы корректировки плотности. Это значит, что даже, в только что купленный АКБ, некоторые автовладельцы, живущие в условиях сильных морозов, сразу вносят коррективы по плотности.
Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть можно увидеть в таблице:
Климат
(взято на основе средних температур за январь оС) |
Сезон |
Плотность (при заряде 100%) г/см3 |
Плотность при разряде батареи на: |
|
25%
г/см3 |
50%
г/см3 |
|||
Холодный
(-30 и ниже) |
Зима | 1.30 | 1.26 | 1.22 |
Лето | 1.28 | 1.24 | 1.20 | |
Умеренно холодный
(от -30 до -15) |
Круглый год |
1.27 |
1.24 |
1.20 |
Умеренный
(от -15 до 0) |
||||
Умеренно тёплый
(от 0 до +4) |
1.23
|
1.19 |
1.05 |
|
Жаркий
(+4 и выше) |
1.15 |
В таблице можно увидеть, что в климатической зоне, где морозы ниже -30оС корректировать плотность электролита – прямая необходимость. Минимальная плотность составляет 1.28 г/см3 – при меньшем значении будет риск замерзания жидкости, с последующими проблемами при запуске двигателя.
Для жаркого климата корректировка допустима, но не обязательна, т.к. плотность в 1.27 не наносит вреда для АКБ, и снижать её рекомендуется только в целях увеличения долговечности батареи.
Лето
При эксплуатации автомобиля летом следует помнить о нескольких нюансах, связанных с жаркой погодой:
- Из-за погодных условий температура под капотом повышена, что способствует большему испарению воды из аккумулятора. Поэтому плотность может возрастать, что приводит к увеличению плотности (повышению агрессивной среды в АКБ);
- При испарении воды может понижаться уровень электролита, что приведёт к оголению пластин и осыпанию «активной массы» батареи.
Поэтому следует следить за уровнем и плотностью жидкости, чтобы вовремя принимать меры для устранения возможных неполадок.
Зима
При использовании аккумулятора зимой необходимо помнить несколько моментов:
- При наступлении сильных холодов (ниже -20) рекомендуется доставать аккумулятор из автомобиля, и хранить в тёплом месте;
- Короткие поездки (когда автомобиль часто заводится) могут привести к разряду АКБ;
- Необходимо следить за зарядом батареи – использование разряженного устройства приведёт к замерзанию электролита, и невозможности завести двигатель.
Как измерить уровень и плотность
Уровень
Чтобы снять показатели и посмотреть уровень электролита в аккумуляторе необходимо произвести следующие действия:
- Для проверки открутить крышки с каждой банки, и взять пластиковую или стеклянную трубку (подойдёт шариковая ручка без стержня с прозрачным корпусом).
- Трубка опускается до момента соприкосновения с пластинами (в каждой банке по очереди), и зажимается пальцем верх трубки.
- Трубка достаётся, и производится замер – в замерной ёмкости должно остаться около 12мм электролита (нормальный уровень)
Внимание: все действия нужно производить, соблюдая технику безопасности!
Если уровень ниже, то следует долить разницу, а если выше – изъять лишнее шприцем. Необходимо помнить, что неправильный уровень жидкости может привести к выходу из строя всего АКБ.
В аккумуляторах с прозрачным корпусом можно воспользоваться отметками «max» и «min». Уровень будет виден без дополнительного оборудования, и о состоянии уровня можно судить по этим меткам.
В необслуживаемых батареях нет доступа к банкам, поэтому нужно пользоваться индикатором заряда (гидрометр, глазок) и метками на корпусе. В устройствах такого типа только этими приборами можно измерить уровень.
Плотность
Для измерения этого параметра используется ареометр или денсиметр. Принцип работы у них один – откачивание из каждой банки электролита с последующим замером.
Чтобы произвести замер необходимо:
- Открыть доступ к банкам АКБ.
- Откачать специальной «грушей» электролит, и перелить его в специальную колбу, для проведения замера.
- Проведение замера и получение значения плотности.
- Если показатели соответствуют норме – откачанная жидкость возвращается в АКБ, и замер проводится со следующей банкой.
- Проверяются все банки, после чего можно судить о состоянии батареи.
Если плотность не соответствует норме, то необходимо добиться нужных показателей:
- При повышенном уровне необходимо долить дистиллированной воды (не нарушая параметр уровня в банке).
- При пониженной плотности – добавить новый электролит или поставить на зарядку, и после полной зарядки провести замеры ещё раз.
Итог стоит подвести следующий: используя любой автомобильный аккумулятор (60, 75 и др. ёмкости) необходимо периодически следить за состоянием заряда, плотности, ёмкости и других показателей. Нужно помнить, что от этого напрямую зависит, заведётся автомобиль в мороз или жару или нет.